1. Что это за зверь такой…
Что такое плагин, наверное, знает каждый, кто работал с софтом по
созданию музыки, обработки. Для тех, кто забыл, напомню: плагин — это
некий дополняющий модуль, который подключается к программе для
получения новых функций (эффектов). Всё предельно просто. Существует
довольно мощный пакет плагинов от Waves. Плагины Waves существуют и в
VST, и в DX вариантах, поэтому их можно использовать и с Cubase SX, и с
ACID Pro и с многими другими программными продуктами данного класса.
Плагины делятся на три типа: обычный плагин (без каких либо приставок),
m/s плагин (с приставкой m/s, такой же, как и обычный, но для других
целей, например, в целях обеспечения возможности приема
стереофонических программ монофоническими приемниками (радиовещание)) и
монофонический плагин (с приставкой mono). В целом структура их работы
схожа, поэтому рассматривать я буду только обычные (стереофонические)
плагины. Делятся они на 8 групп:
• Анализаторы и измерители: RAZ Analyzer, PAZ Frequency, PAZ Meters,
PAZ Position. Предназначены для точного анализа и отображения
параметров звуковых данных. • Эквалайзеры: REQ 2,4,6 bands,
Q1,2,3,4,6,8,10 Paragraphic EQ, LinEq Broadband, LinEq Lowband.
Предназначены для настройки частот.
• Динамическая обработка (компрессия): AudioTrack, C1 Comp, C1
comp-gate, C1 comp-sc, C1 gate, C4, DeEsser, LinMB, Rcomp, RDeEsser,
RChannel, RVox. Предназначены для того, чтобы динамический диапазон
канала записи/передачи соответствовал динамическому диапазону звука,
создаваемого реальными источниками.
• Эффекты: TrueVerb, RVerb, SuperTap 2,6 - Taps Mod, MetalFlanger,
MondoMod, Enigma, Doppler. Предназначены для создания различных
эффектов, таких как дилэй, ревербация, флэнжер и другие.
• Стереообработка: S1-MS Matrix, S1-Imager, S1-Shuffler. Предназначены
для преобразования свойств стереосигнала.
• Работа с высотой тона: UltraPitch Shift, UltraPitch 3,6 – Voice.
Предназначены для сдвига высоты тона.
• Максимизеры, эксайтеры: L1 UltraMaximizer, L2, MaxxBass, RBass.
Предназначены для максимизации среднего уровня звука и улучшения
восприятия низких частот.
• Работа с шумами: X-Click, X-Crackle, X-Hum, X-Noise. Предназначены
для устранения шумовых данных, реставрации старых записей и устранению
импульсных помех звука.
В первой части статьи речь пойдёт о первых двух группах плагинов.
2. Анализаторы и измерители
Как я уже говорил выше, это плагины, предназначенные для точного
анализа и отображения параметров звуковых данных.
2.1 PAZ Analyzer - комплексный анализатор
Плагин олицетворяет смесь трёх плагинов: PAZ Meters, PAZ Frequency и
PAZ Position. Смысл его работы является сложенным смыслом отдельных
составляющих этого плагина. Плагин удобен, но использование его требует
большего объёма памяти, нежели отдельных его составляющих, 2.1.1 PAZ
Meters - измеритель уровня (правая нижняя часть плагина PAZ Analyzer)
Плагин показывает пиковый уровень сигналов в левом и правом каналах
(столбцы по бокам) и уровень суммарной энергии сигналов левого и
правого каналов (центральный синий столбец). Этот синий столбец может
быть пиковым, среднеквадратическим или VU-измерителем. Его настройки: •
Weight - вид весовой функции; • Detect - тип детектора сигнала (RMS -
среднеквадратический или PEAK - пиковый); • Response - время
интегрирования.
Для столбцов по бокам настроек нет. Над ними можно наблюдать индикаторы
перегрузки. Когда они загораются красным цветом – идёт перегрузка на
соответствующем канале. Под столбцами имеются поля, в которых
отображается максимальное значение уровня сигнала.
2.1.2 PAZ Frequency – анализатор спектра (верхняя часть плагина PAZ
Analyzer)
Основное назначение плагина PAZ Frequency - спектральный анализ,
поэтому в его окне имеется координатное поле, в котором отображается
график спектральной функции. Слева от него находится измеритель уровня
– PAZ Meters. Можно наблюдать либо спектры отдельно сигналов левого и
правого каналов (L, R), либо спектр полной энергии стереосигнала (L +
R). Кнопка Freeze играет роль "фотоаппарата":
на координатном поле фиксируются те графики, которые существовали в
момент ее нажатия. С помощью регулятора Zoom можно изменить масштаб
отображения графика по горизонтальной и вертикальной осям для того,
чтобы рассмотреть какой-либо его участок подробнее. Если масштаб
укрупнен, то становится действующим регулятор Navigate.
2.2.3 PAZ Position - дисплей стереофонического позиционирования (нижняя
часть плагина PAZ Analyzer)
В этом плагине наблюдается стереополе, т.е. отображении мгновенного
распределения энергии кажущихся источников звука по стереопанораме и
выявлении противофазных компонентов, влияющих на моносовместимость
звукового сигнала. Длинна линии на графике соответствует громкости, а
угол наклона линии есть стереопозиции. Если линия направлена
вертикально вверх, значит сигнал монофонический. Слева также имеется
измеритель уровня – PAZ Meters.
2.2 Резюме
Данная группа плагинов может пригодиться, к примеру, для получения
высокого качества звука на не мониторных колонках, заменяя тем самым
мониторные их функции. Я считаю, использовании этих плагинов как
минимум при мастеринге просто необходимо. 3. Эквалайзеры
Настройка частотного диапазона. Сюда входят три подгруппы плагинов: REQ
bands, Q Paragraphic EQ, LinEq.
3.1 REQ bands - параметрические эквалайзеры
Параметрический эквалайзер Renaissance Equalizer представлен в трех
вариантах: REQ 2 bands - 2-полосный, REQ 4 bands - 4-полосный, REQ 6
bands - 6-полосный. Необходимость в выделении разновидностей данного
плагина по числу полос возникает из-за потребности в экономии ресурсов.
Ведь не всегда нужно именно 6 полос, когда можно обойтись и двумя, тем
самым, экономя ресурсы компьютера.
Настройка эквалайзера:
Два основных параметра каждой полосы доступны для редактирования с
помощью мыши. Для этого просто необходимо перемещать мышью узлы графика
(разноцветные точки вдоль линий графика). Изменяемые параметры: частота
(движение влево-вправо) и уровень громкости частоты (движение
вверх-вниз). Также эти параметры можно изменять при помощи
кнопок-слайдеров находящихся в нижней части плагина. Каждый узел
окрашен в индивидуальный цвет. В нижней части экрана находятся номера
узлов и их цвета соответственно. Чуть выше над каждым из цветов
располагаются параметры каждого узла.
Параметры:
Gain – изменение коэффициента передачи частоты (громкость). Если
значение отрицательно, то происходит ослабление частоты, если
положительно – усиление.
Frq – изменение частоты настройки (срез).
Q – так называемая добротность. С добротностью связаны ширина полосы
частоты и крутизна перехода подавления. Ниже следует выбор вида
частотного фильтра:
• Bell - полосовой фильтр с колоколообразной частотной характеристикой;
• Low-Shelf - фильтр с регулируемым усилением в области низких частот;
• Hi-Shelf - фильтр с регулируемым усилением в области высоких частот;
• Hi-Pass - фильтр верхних частот; • Low-Pass - фильтр нижних частот.
3.2 Q Paragraphic EQ - параметрические эквалайзеры
Параметрический эквалайзер Q Equalizer представлен в семи вариантах:
одна-, двух-, трёх-, четырёх-, шести-, восьми-, десятиполосный.
Необходимость в выделении разновидностей данного плагина по числу полос
я уже объяснял выше.
Справа от окна эквалайзера располагаются регуляторы уровня выходного
сигнала. Слева – входного сигнала. Структура эквалайзера аналогична
эквалайзерам серии Renaissance, только настройки полос располагаются
горизонтально.
Параметры:
On/Off - кнопка включения/выключения частотной полосы; Type -
раскрывающийся список для выбора типа полосы; Gain – громкость
частотной полосы; Freq - изменение частоты настройки (срез);
Q - регулятор добротности частотной полосы.
3.3 LinEq Lowband, LinEq Broadband - эквалайзеры, максимально
исключающие фазовые искажения
Данные эквалайзеры являются многополосными и исключают какие-либо
фазовые искажения. В левой части окна эквалайзеров располагается
переключатель Scale. Можно установить пределы диапазона отображаемых
уровней частот либо ±12dB, либо ±30dB. В правой нижней части окна
эквалайзеров имеются две кнопки:
METHOD – выбор метода аппроксимации частоты фильтра;
DITHER – предназначена для включения и выключения «дизеринга».
«Дизеринг» - сложный процесс понижения разрядности сигнала. Лучше его
выключить. Добавлены новые типы фильтров частот, такие как фильтры с
крутыми скатами и фильтры с резонансным горбом.
Также по структуре настройки эти эквалайзеры от выше перечисленных
принципиально ничем не отличаются.
3.4 Резюме:
Данная группа плагинов необходимо для работы в двух случаях: при
обработке вокала (не столь важно, и можно обойтись при наличии
качественной студийной аппаратуры, где можно настроить сигнал микрофона
как надо) и при обработке инструментов (особенно живых записанных
посредствам микрофона).