Другой всем известной ипостасью раннего хип-хопа было граффити.
Родилось оно году в 70-м, когда 16-летний негр Деметривс из Вашингтон
Хайтс стал метить стены нью-йоркского даунтауна своей кличкой — Taki
183. Такая метка называлась «тэгом» и представляла собой классический
пример би-бойских кличек. Она складывалась из собственно псевдонима и
номера родной улицы: Lenny Len Lake 2, Rip 7, Tracy 168 и так далее.
Иные би-бои выдумывали себе крикливые прозвища в духе индейских вождей
— тот же Crazy Legs или, к примеру, The Man With a Thousand Moves…
Сам по себе тэг искусством не был — он,
собственно, ничем не отличался от каракуль наших подъездных королей —
«Вована» и «Лысого». Taki был ничуть не изобретательней остальных —
писал простым маркером и без «наворотов». Но Taki был маньяком: своим
тэгом он изгадил пол-Нью-Йорка, заслужив всенародную славу (в 1971 году
«The New York Times» напечатала о нем большую статью) и бросив вызов
остальным би-боям. Началось соревнование — каждый стремился наляпать
свой тэг на более видном и неожиданном месте, сделать его больше и
красивее. По сути это было такой же формой карнавальной перебранки, как
брейк или рэп. Очень быстро тэги превратились в настоящие картины
(«pieces» — вероятно, от «masterpiece» — «шедевр»), с персонажами и
индустриальными пейзажами. Лупоглазые персонажы-караксы (от
«characters») обычно брались из американских комиксов или японских
мультиков-манга. Скоро в ход пошли пульвера (как правило «крилон») и
через несколько лет все тэги стали цветными. Но по началу культовым
оружием граффитистов были самодельные маркеры — в банку из-под
дезодоранта напихивалась «копирка» и заливалась спиртом с ацетоном;
отверстие затыкалось старым носком. Не удивительно, что с такой
штуковиной в кармане би-бой чувствовал себя анархистом-бомбометателем.
Рисовать граффити на слэнге стало называться «to bomb»… Зато на
кисти существовало табу — художник, застуканный за работой кистью,
дисквалифицировался. Картины рисовались сразу и набело — спреем картину
не подправишь. Мастерство граффитиста заключалось в твердой руке и
умении подбирать цвета и распылители; грамотные бомберы знали бездну
номеров, обозначающих оттенки крилона. К 1972-му в городе появилось
несколько граффити-бригад — «The EX Vandals», «The Soul Artists»,
«United Graffiti Artists». В том же году би-бой Super Kool 223
додумался надеть на пульверизатор распылитель от крема «Gilette». Это
дало широкие ровные полосы, и Super Kool нарисовал первую большую
цветную картину, превратив граффити в монументальное искусство в духе
Сикейроса. Один за другим возникали новые стили написания тэгов:
Phase 2 придумал пузатый шрифт «bubble letters»; Blade и Comet —
огромные «плоские» черно-белые буквы «blockbuster»; потом появился,
объемный шрифт «3D», придуманный King 2 и Pistoll; и наконец возник
самый сложный — «wildstyle», в котором буквы, хитро переплетаясь,
складываются в абсолютно нечитаемую паутину — почище китайских
иероглифов и арабской вязи. Между стилями и бригадами шла постоянная
борьба, запечатленная в знаменитом фильме «Style Wars» (название взято
из одноименного графита работы Knock, посвященного той же теме). Часто
соперничество вело к замалевыванию чьих-нибудь картин собратьями по
цеху. Одна из бригад даже так и называлась — «Т. С. О.» («The Cross
Outs»- «рисующие поверх»), другим известным вандалом был би-бой Cap, а
шрифт «blockbuster» изобрели специально для таких подлостей. Конечно,
«кросс-аут» был занятием в высшей степени рискованным — смельчака могли
покалечить. Но если бы не дух храбрости и оголтелости, витавший тогда
над гетто, — вообще бы не было никакого граффити. Вскоре бомберы
взяли в художественный оборот личный автотранспорт и вагоны метро. Год
спустя би-бой Riff продемонстрировал пассажирам первый полностью
(top-to-bottom) разрисованный вагон, а Flint 707 «разделал под орех»
чью-то машину, создав «top-to-bottom-whole-car». Публика «обалдела»
— журнал «New York Magazine» учредил ежегодную Премию Таки за лучший
граффит, а власти объявили бомберам войну. Носить в кармане баллончик
стало опаснее, чем пистолет. Десять лет спустя, в 1983-м, художник
Майкл Стюарт, застигнутый полицией за бомбингом, был забит до смерти.
Брейкерам запретили танцевать в метро. Мэр Нью-Йорка Эд Коч выделил 22
миллиона долларов на строительство двойного забора с колючей проволокой
вдоль всех линий подземки. Между рядами забора было установлено
патрулирование копов с собаками. Фирма «MTA» изобрела специальную
машину «Buffen» для очистки вагонов от живописи, и мэрия закупила
десятки таких машин. Вскоре выяснилось, что после общения с «Buffen»
вагоны начинают безутешно ржаветь, чахнут и умирают. Короче, войну
власти проиграли — 1981 год, год наибольших репрессий, был для граффити
самым продуктивным. У брейкерских бригад стало хорошим тоном устраивать
«битвы» в сабвее, под носом у полиции — и разбегаться при ее
приближении. «Whole-car» — роспись плохо стоящей машины — тоже стала
видом благородной охоты. Кроме того, в ответ на гонения бомбинг
приобрел идеологическое содержание и стал для черной молодежи формой
революционной борьбы. Как объяснял в интервью политграмотный би-бой Дж.
Уолтер Нигроу: «Хитрость в том, чтобы нарисовать там, где они не
достанут. И когда Вавилон падет в огне, останется свидетельство того,
что не все здесь были болванами…» |