Данная статья была написана специально для журнала Time Out с целью
ознакомить несознательных москвичей с эстетикой хип-хоп культуры и той
формой, в которую она трансформировалась в нашей столице. В журнал,
впрочем, статья вошла в очень нашинкованном виде. Не будем лукавить, и
уточним, что от неё осталось лишь несколько предложений. Но сегодня у
читателей рэп-стайла есть возможность прочитать статью целиком в
авторском виде и взглянуть на себя со стороны глазами Дайма, СЕО Рэп
Рек.
Данная статья была написана специально для журнала Time Out с целью
ознакомить несознательных москвичей с эстетикой хип-хоп культуры и той
формой, в которую она трансформировалась в нашей столице. В журнал,
впрочем, статья вошла в очень нашинкованном виде. Не будем лукавить, и
уточним, что от неё осталось лишь несколько предложений. Но сегодня у
читателей рэп-стайла есть возможность прочитать статью целиком в
авторском виде и взглянуть на себя со стороны глазами Дайма, СЕО Рэп
Рек.
Москвичам
давно пора привыкнуть к рэпперам, как к постоянному атрибуту
мегаполиса. Отгремела славная пора "Рэп - это йо", закончилось и
естественное её продолжение "ДеЦл - лох", всё встало на круги своя -
никто не удивляется присутствию рэп-видео в эфирах музыкальных
телеканалов, а факт открытия в прошлом году специализированного радио
был воспринят окружающими, как нечто само собой разумеющееся. Людям же,
увлекающимся классификацией окружающих, несомненно, будет интересен ряд
моих наблюдений за культурой, которая развивается на моих глазах уже
более десяти лет. Обязательной и самой яркой составляющей
бессметного полчища поклонников бита и речитатива, как, впрочем, и
любой другой актуальной молодёжной музыки, является многоликая толпа
школьников и студентов младших курсов, одетых по "последней
американской моде". Если десять лет назад, как для девочек, так и для
мальчиков это были безразмерные трубы и кооперативные балахоны с
надписями ONYX и PUBLIC ENEMY, то сегодня МТВ предлагает нам новый
формат стереотипа о "рэпере", как любит писать наша несведущая пресса
(не исключая и журнал Time Out - прим. автора) это слово через одно
"п". Итак, молодой человек носит синие бэгги джинс с желательно белыми
кроссовками или песочными тимберлендами, безразмерную майку с яркими
стальными кулонами поверх и бейсболку с прямым козырьком, одетую,
желательно, на дураг (современное название банданы). Девушки
предпочитают так называемый R&B-стайл, который, в условиях суровой
российской действительности выглядит, как будто бы с участниц Destiny's
Child скинули половину их возраста и одели в сомнительного качества
шмотки с ясеневского рынка. Тут непременным атрибутом, скорее всего,
будут являться вытащенные на бёдра для всеобщего обозрения резинки
трусиков-танга - одним видом пупка девушки уже лет пять, как не
удовлетворяются. Подобная яркая публика, вызывающая у бабушек у
подъездов примерно те же эмоции, что и танго у их мам в середине
прошлого века - самая активная прослойка слушателей хип-хопа. Они
являются завсегдатаями любых тематических концертов рэп-музыки,
достаточно часто проводимых в стольной, а те, у кого родители побогаче,
и гламурных R&B-клубов. Как и в любой другой музыке, эта толпа, как
правило, обладает высоким процентом текучки - сегодня они "в хип-хопе",
завтра "гламурные аренбешники", а послезавтра, как правило, пора
задумываться о сдаче экзаменов в институт, и тут уже не до музыки. Со
знанием предмета тоже не всё в порядке - в почёте лишь те исполнители,
о которых а) говорят на ТВ; б) говорят подруги/друзья; в) говорят, что
те очень много ругаются матом; г) просто говорят. Они, как правило,
путают московские группы ЮГ и YG, а о перипетиях в заокеанском хип-хопе
знают лишь, что "Фифтик опять на кого-то наехал". Но это лишь
верхушка айсберга. Те, кто желает знать о музыке больше, как правило,
получают эти сведения достаточно легко. К их услугам есть пяток очень
крепких русских сайтов и несколько специализированных точек с
достаточно подкованными в предмете продавцами. А самые любознательные
даже начинают сразу посещать американские сайты, что бы получать
информацию из первых рук. На данном этапе даже разница между
заокеанскими Young Gunz и Young Jeezy становится очевидной, не говоря
уже о разнице между Респект Продакшн и Рэп Рекордз, крупнейшими
отечественными производителями хип-хопа. Подобные персонажи обычно
являются завсегдатаями хип-хоп форумов, где с упоением отстаивают свои
вкусы, как единственно верные, ходят на андеграундные вечеринки,
отличающиеся прежде всего отсутствием на них представителей первой
категории описанных мною рэпперов и, как правило, сами занимаются
эмсиингом либо диджеингом. Подобное поведение, также, как и их личное
мнение и продукт их творчества, является простым желанием выделится из
описанной нами выше толпы и доказать всему миру свою состоятельность, и
обуславливается классическим юношеским максимализмом. Впрочем, один-два
процента из этой категории действительно настолько творчески сильны,
что регулярно сами переходят в разряд исполнителей, зачастую очень
популярных, во многом благодаря своей активной сетевой деятельности. По
секрету скажем, что в русском хип-хопе верно утверждение "кто владеет
Интернетом, тот владеет рынком", что является следствием относительной
нелюбви средствами массовой информации хип-хопа и обратного
пренебрежения исполнителями оного в качестве своеобразного протеста. И,
наконец, мы подходим к самой главной категории слушателей хип-хоп
музыки, пронёсших любовь к ней через года. Эти люди выглядят в толпе
абсолютно идентично остальным - ну что вы в самом деле, даже если в
ваши тридцать с хвостиком очень любите Eagles и их Hotel California,
будете ездить на работу в майке с их логотипом? Такие люди, как
правило, выделяют для себя одно направление в хип-хопе - кто-то с
удовольствием следит за внезапными поворотами музыкального
сопровождения в американском мейнстриме, кто-то довольствуется
шаманством культовых андеграундщиков типа MF Doom'a или Madlib'а, а
кто-то собирает все пластинки лейбла Jazz Fudge, адептов европейского
хип-хопа. Действительно, по мере понимания разнообразия этой музыки
очень тяжело следить за всем сразу, поэтому люди, как правило, седлают
своего конька. Они также спорят о своих пристрастиях в сети и на
приватных пати, но это уже больше похоже на литературные посиделки,
нежели чем на шумные тематические мероприятия. И да, они один или два
раза в год выбираются на что-то крупное и серьёзное - именно столько
раз в год, и никогда, замечу, больше двух, московские устроители балуют
все три описанные мною группы серьёзными мероприятиями. И именно на
такие мероприятия стоит отдельно собирать страждущих увидеть настоящих
поклонников хип-хопа от 15 до 40, во всём их многообразии. Так что встретимся именно там. Слушайте хип-хоп!